dima_pashchenko (dima_pashchenko) wrote,
dima_pashchenko

Поход на карьер Маштакова в Самарскую Луку. 23/11/2013.

Пожалуй, впервые за всю календарную осень выдалась отличная солнечная неделя с неменее солнечными выходными. Решено было один из этих солнечных выходных посвятить походу на карьер Маштакова, который расположен в Самарской Луке.
Собралось в этот поход аж целых 14 существ - 13 людей и 1 собака, причем из этих 13 человек 6 оказались Димами. О как!
Утром переправились в Рождествено на лодке. Погода стояла ясной, но достаточно морозной. За Волгой было -7 градусов.

Немного исторической справки, взятой отсюда:
В значительных объемах, разработка гипса и ангидрита, началась давно. В связи с их широким распространением на Самарской Луке и по берегам реки Сок. На кустарных заводах, из гипсового камня получали до 50 тыс.т алебастра в год. На одном гипсовом месторождении «Горняк», известном с 1856 г., самарский предприниматель Маштаков (владелец кирпичного завода в Самаре, а так же других промышленных объектов), добывал в год до 4 тыс.т. В 1904 году, на берегу волги, им был построен алебастровый завод. У местных звался мельницей. Гипс ломался особый - тонкозернистый мраморовидный, очень плотный, необычной белизны. Гипс залегал в виде штока и линз, толщина которых изменялась от 6.0 до 10.6 метров. В советское после революционное время, в этих каменоломнях промышляла артель "Горняк". Здесь добывалась прочнейшая разновидность гипса - голубой ангидрит. Известный еще как "Жигулевский мрамор". Он хорошо поддается обработке и распиловке на плиты. Месторождение было законсервировано в 1960г.
До д. Шелехметь из села Рождествено добирались на такси. Протоки и озера в пойме Волги уже скованы льдом. Если будет морозная погода на следующие выходные, то можно сюда на коньках ехать кататься. Лед уже достаточно крепкий.

Сначала мы шли по известному "зимнику", который идет вдоль газопровода. Мороз и солнце делали это утро ярким и красивым. Кстати, на счет мороза. В Шелехмети было -8 градусов по Цельсию.

Днем то солнышко разогреет воздух до плюсовых температур, но а пока мороз рисовал вот такие узоры на земле:

Пройдя пару километров по равнине, мы поднялись на Львову гору, где повернули в лес. Чтобы скоротать маршрут, было решено идти лесными просеками и по азимуту.

В лесу было заметно холоднее даже несмотря на поднявшееся солнце. Термометр вплотную приблизился к отметке -10 градусов. Во-первых, в лесу холоднее, чем на равнине по определению, во-вторых, чем дальше от Волги, тем меньше тепла от воды достается окружающему воздуху, ну и в-третьих, как-никак перепад высот дает о себе знать. Сколько раз уже замечал, даже на горе в 100-140 метров заметен перепад температур поздней осенью.
Лужи в лесу промерзли практически до дна. Это одна из тех луж, лед которой мне все-таки удалось пробить.

До заветной цели - карьера, по прикидкам было около 14 км от Шелехмети, причем 7 км должны были проходить по лесу и бурелому. Если на карте обозначена просека, то не обольщайтесь, в Самарской Луке их не чистили со времен Царя Гороха, и зачастую о том, что ты шел по просеке ты узнаешь только тогда, когда пришел домой и посмотрел трек в навигаторе. По пути на карьер больше всех устала Сандра, она же единственная собака в походе. Она бегала как угорелая, то за кабаном, то за куницей, то еще за какой-то живностью.

По пути встречались всякие дикоросы: боярышник, калина, рябина, шиповник. Грибы даже попадались. Однако в отличие от ягод, их мы не рискнули употребить в пищу.
Потом из леса вышли в винновские луга. Солнце сделало свое дело. Воздух был разогрет уже до плюсовой температуры. Дороги оттаяли и превратились в грязевую кашу. Но нам не долго идти по лугам.
После лугов снова свернули в лес, который покрывает гору с карьером. Вскоре показался и сам карьер Маштакова.

Жигулевский мрамор без проблем можно найти в выработке. Дождь и время сделали свое дело - валуны природного гипса больше похоже на колючих ежиков.

На верху карьера можно найти старинные тележки, в которых спускали по рельсам (которые, кстати, тоже можно найти здесь) к Волге валуны гипса и далее их измельчали на огромных каменных жерновах.

Сандра отдыхает и греется на теплом ноябрьском солнышке.

Есть еще одно интересное место на этом карьере - это пещера, которую практически никто не исследовал. Насколько мне известно, до ее дна еще ни один человек не добрался.

Посидев у костра часа полтора, мы начали собираться в обратный путь, который теперь должен пролегать вдоль Волги.

На берегу можно встретить те самые жернова, на которых мололи природный гипс. Сейчас уровень воды достаточно высок, поэтому они затоплены. Летом можно встретить еще несколько подобных дисков около карьера на берегу Волги. Сейчас же нам удалось только один жернов найти.

Прошлись вдоль Волги до турбазы Новокуйбышевского НПЗ и снова свернули в лес, т.к. вдоль реки идти далее практически невозможно - завалы и обрывы делают скорость передвижения чуть больше чем ноль километров в час.

Уже когда почти стемнело мы пришли в Шелехметь. Далее такси, лодка, Самара.
Вот так прошел самый солнечный день всей осени 2013.
Трек нашего маршрута если кому интересно. Общая дистанция 25 км: туда 13.5 км, обратно 11.5 км.
трек
Tags: Самарская лука
promo dima_pashchenko april 12, 2015 05:01 325
Чтобы понять, какие отношения будут между Украиной и Россией через 20 лет, достаточно съездить сейчас на Балканы. Серб ненавидит хорвата, хорват - боснийца, босниец - серба. "Разделяй и властвуй" в действии. Происходящее сейчас у нас, у восточных славян, еще 20 лет назад происходило у…