dima_pashchenko (dima_pashchenko) wrote,
dima_pashchenko
dima_pashchenko

Categories:

Краудфандинг и путешествия: положительный опыт реализации проекта

Мечта едва ли ни каждого путешественника - тратить в поездке как можно меньше своих денег, при этом получать как можно больше положительных эмоций и впечатлений. Краудфандинг является одним из способов реализации этой мечты.

Если вдруг кто не знает, то поясню. Краудфандинг - это заморское слово, которое означает народное финансирование той или иной идеи. То есть народ через интернет "скидывается" на реализацию проекта, а автор этого самого проекта в случае успешного сбора средств отблагодарит каждого вложившегося по заслугам частичкой проекта. Темы для краудфандинга могут быть как фантастические, например, полет черепахи на Юпитер, так и вполне реалистичные - издание книги, создание фермы, написание приложения для телефона, путешествие и т.д.

Выполняю обещанное - делюсь своим положительным опытом реализации краудфандинг-проекта на планета.ру "На велосипеде из России в Индию" и некоторыми соображениями, которые помогут вам реализовать свой проект, если вы решитесь на запуск оного.





Проект моего велопутешествия из Россию в Индию собрал заявленную сумму и стал считаться успешным задолго до окончания срока сбора средств. Старт проекта был 16 мая, финиш 31 августа. Суть проекта была в следующем. Я еду на велосипеде и в пути пишу заметки о путешествии у себя в блоге. Заинтересованным читателям я планировал отправлять открытки, магнитики и т.п. На сбор заявленной суммы было три с половиной месяца.И за эти самые три с половиной месяца я вот что уяснил в краудфандинге:

13 пунктов для успешной реализации проекта.
1. В начале необходимо определиться с краудфандинговой платформой, на которой вы будете планировать собирать средства. В России таковых две: бумстартер и планета. Они вроде бы одинаковые с первого взгляда, но когда копаешь глубже понимаешь в чем их различие. Скажу одно, что с путешествием и вообще с тревел-тематикой лучше идти на Планету. Деньги можно попробовать собирать так же на обычный яндекс-кошелек и карту Сбербанка. Я в том году как раз экспериментировал с яндекс-деньгами и собрал около 20 тысяч рублей.


2. Необходимо прочитать внимательно все правила и возможные подводные камни. Их хоть отбавляй. Читать надо с чувством, с толком, с расстановкой. Например, на Бумстартере, чтобы получить собранные деньги, надо чтобы проект собрал 100% и больше, на Планете с увеличенной комиссией можно получить деньги даже при сборе средств от 50%. У Яндекс-кошелька самый большой плюс - это все, что поступило на счет, все ваше и почти без всяких комиссий.


3. Определитесь с суммой проекта. Пожалуй, это ключевой момент в перспективах вашей идеи стать успешной.
3.1. Если вам нужна конкретная сумма, меньше которой ну никак, то помните, что 13% придется отдать подоходного налога и 10-15% краудфандинговой платформе в качестве комиссии. То есть реальные деньги, полученные на руки, будут почти на четверть меньше. Учитывайте этот факт, чтобы не попасть в просак.
3.2. Сумма должна быть адекватна целям и средствам. Доводы типа "хочу пицот тыщ" не принимаются. Надо аргументировать в описании проекта, почему 100 тысяч, а не 300. Опыт подобных моему тревел-проектов показывает, что сумму 50 тысяч рублей собрать не то чтобы легко, но при правильной постановке вопроса, вполне реально; 100 тысяч рублей сложнее на порядок, но возможно при стахановском труде в сети и за ее пределами; 200 тысяч  - практически нереально; полмиллиона и выше - нереально. Да-да-да, на планете часто попадались тревел-проекты по 600 или 700 тысяч рублей. О чем люди думали, когда их запускали?
3.3. Помните, что каждый лишний рубль в цели проекта безусловно увеличивает сумму, но снижает шансы на успешное завершение проекта в геометрической прогрессии.


4. Описание проекта. Помните поговорку: "Встречают по одежке..." Так же и с проектом. Описание и презентация  - это если не пол дела, то точно не меньше трети. Будьте оригинальными. Креативные проекты каждый первый, а вот оригинальных мало. Сделайте интересное незаеженное видео. Я, к сожалению, рукожоп в плане съемок видео и его монтажа, поэтому на мой проект не ровняйтесь в этом вопросе :-)


5. Составили описание проекта? Загрузили прикольное видео? Определились с суммой? (если вы простой смертный как и я, то в качестве совета бывалого - теперь скиньте 10 тысяч рублей от той суммы, которую вы заявили, не пожалеете в дальнейшем) Проверьте все еще раз, а потом еще раз и еще раз. После запуска проекта редактировать описание можно будет только через куратора.




6. Второй по важности пункт, который у меня почему-то шестым получился - это акции. Большинство приносящих свои деньги в ваш проект будут задаваться вопросом: "И таки шо мы будэм с этого иметь?" Для таких товарищей и придуманы акции - вам деньги, вы взамен разные "плюшки".

Набор в принципе до цены акции в 1000 рублей стандартный: благодарность, открытка, магнитик. Не жлобьтесь. Я немного пожалел, что написал сумму на открытку в 500 рублей, т.к. по факту отправить открытку стоило меньше 100 рублей. Поэтому всем отправил по 2-3 открытки из разных стран.

Так же помните, что отправлять магнитик, это не есть отправлять открытку. Например, в Пакистане магнитики мы всей почтой отправляли часа четыре :-)

Самое интересное начинается с суммами выше 1000 рублей. Здесь надо быть оригинальным вдвойне, а то и втройне. Надо заинтересовать потенциального акционера-толстосума так, чтобы он не смог пройти мимо. Например, у меня было куплено две акции по 15000 рублей, одна за 5000 рублей и одна за 2500 рублей. Следовательно, на дорогие акции в моем проекте пришлось больше половины собранных средств!!! Над дорогими акциями подумайте отдельно и очень основательно

7. Итак, все готово! Акции придуманы, описание составлено. Запускаем! Проект готов к сбору средств и здесь начинается самое сложное время. Про ваш проект надо говорить всегда и везде. Если вы запустили его и решили, что дело сделано - ошибаетесь. Если молчать, то в лучшем случае вы соберете 0 рублей, в самом лучшем случае рублей 300. Если очень повезет – рублей 700. Несмотря на всю гениальность вашего замысла и необозримую величину вашего таланта, народ вовсе не ломанется к вам с трудовым рублем. Просто потому, что ничего о вас знать не будет. Поэтому без зажигательных танцев в вашем исполнении, перемежаемых гортанными криками «Дэнгы давай!» никак не обойтись. Если, конечно, ваши имя-фамилию не произносят по телевизору минимум раз в неделю.

8. Не смотрите, что этот пункт стоит только на восьмом месте. По факту он самый главный, самый-самый, от которого на 70% зависит успех проекта. Он главнее п.6 и п.3. Цитирую одну заметку, написанную про Бумстартер, но которая универсальна для всех краудфандинг-проектов:
Усвойте принцип – «приходить надо со своим». Имейте в виду – идти на Бумстартер без собственной уже имеющейся аудитории, это примерно как собираться на базар без денег. Может быть, вам что-нибудь и перепадет, но, скорее всего, не очень много. Чем шире круг ваших поклонников, тем лучше. Надеяться на аудиторию Бумстартера сильно не стоит – это вовсе не место, где специально собрались добрые дяди-тети с тугими кошельками, и деньги им, как герою Шукшина, жгут ляжку. У Бумстартера, безусловно, есть своя аудитория, но она, во-первых, не очень велика, а, во-вторых, подключается обычно только тогда, когда проект уже обратил на себя внимание.

9. Следствие из п.8. Например, у меня первая половина собралась именно благодаря блогу в ЖЖ. Далее стали появляться люди, "живущие" на Планете. Таким образом, чтобы в ваш проект пришел человек со стороны, надо показать, что проект что-то стоит. И показать это можно прежде всего рублем. Например, какой бы гениальной не была идея проекта, какой бы суперской не была видео-презентация, если за месяц из двух заявленных проект собрал 5%, то никто в него уже не вложится на ту сумму, которая поможет ему выплыть. Таких проектов тревел тематики на Планете сейчас несколько. Я бы с радостью их поддержал, но к сожалению они обречены.

10. Совет для п.3 и п.9. Опыт показывает, что для успешности проекта в первую неделю он должен собрать 10-15%, во вторую еще желательно столько же. Первичным источником привлечения средств может быть ваша аудитория читателей/зрителей, друзья, друзья друзей, родственники и т.д. и т.п. В моем случае только процентов 7 средств были от людей, с которыми я лично знаком. Остальные - читатели блога и люди, пришедшие уже с Планеты. По статистике 80% на Планете не пересекают отметки 10% от заявленной суммы.

11. Проект запущен, но весть по великой Руси-матушке о вас не понесется добрым словом. Никакого сарафанного радио не будет. Люди очень неохотно рассказывают на своих страничках в соц.сетях про подобные проекты. Они лучше рецепт новых сырников, картинку с ничего не значащей надписью или еще что-то запостят у себя на стене, чем расскажут о вашем проекте. Люди почему-то охотнее перечислят вам денег на счет, чем расскажут о проекте. Но тем приятней будет ваше удивление от того, что обязательно найдутся те, которым то, что вы делаете, понравится настолько, что они или денег перечислят, или расскажут о вас другим. И чем лучше ваш проект, тем больше их будет. Как говорят работники «Бумстартера», «хороший проект свой рубль найдет».
Поэтому помните, что о проекте надо говорить всегда, но в меру:-)

12. Самое интересное начинается, когда проект перешагнул рубеж в 50%. Здесь появляются нюансы. С одной стороны дело на половину сделано и что-то из собранного вы уже получите на руки. С другой появляется шанс забраться повыше. Люди, приходящие уже с Планеты безусловно заметят ваш проект и может сработать принцип Василия Алибабаевича из "Джентельменов удачи": "Все побежали и я побежал!"
"-Проект за 2 недели собрал 50%? Пожалуй и я в него вложусь!" - думают некоторые. Да чего скрывать, я сам такой... Так же сама платформа будет выдвигать ваш проект в ряды "рекомендованных", "актуальных", "перспективных" - там ведь тоже люди работают, которые будут иметь немалый процент от собранных средств. Поэтому сама платформа заинтересована в том, чтобы проект собрал как можно больше.

13. И последнее – о психологических проблемах, которые, я знаю, многих удерживают от того, чтобы начать собирать деньги за свою работу: «Как, мол, так, я буду побираться…». Запомните – вы не побираетесь, не одалживаетесь и не канючите. Вы предлагает людям то, на что вы, черт побери, потратили немало сил (в моем случае дофига и больше сил, пота и крови), средств, и времени. Даже если вы не соберете денег – это лишь повод задуматься: может быть, вы что-то делаете не так, может, вы стартовали слишком рано, может – обращались не к той аудитории, может, не так себя презентовали. Но показать свою работу вы имеете полное право. Вы никого ни к чему не обязываете, ничего не требуете, и не просите. Вы пред-ла-га-е-те. А это – святое право каждого творческого человека - показать то, что ты сделал. Желательно – как можно более широкой аудитории. Потому что делал ты это не столько для себя, сколько для других – вдруг кому-то это будет нужно. Может нужно, может нет: пока не покажешь – не проверишь. Никто не сделает этого за вас и никто этого не сделает лучше вас. И краудфандинг – это не самый худший способ рассказать о том, что ты делаешь, миру.


И пункт, который будет идти в качестве постскриптума.
P.s. прежде чем запускать проект внимательно прочитайте эти 13 пунктов и ответьте себе на один единственный вопрос "уверены ли вы хотя бы на 50%, что проект окажется успешным?" Если ответ будет положительный, то тогда дерзайте и как говорил Энекен Скайвокер из "Звездных войн": "Да прибудет с вами сила!" Запуская проект, вы несете немалые обязательства, самое главное из которых - это необходимость успешного завершения проекта. Дело в том, что я так же имел негативный опыт в спонсировании одного проекта, который не собрал нужной суммы и  с которого до сих пор не могу вернуть деньги. Но про это в следующей серии...



А пока не переключайтесь, в друзья добавляйтесь, заметки из велопутешествия из России в Индию читайте :-)


_________________________________________________________________________________
Написанное по следам Похода выходного лета



_________________________________________________________________________________________________
Лучшее из этого велопутешествия из России в Непал
Штурм перевала Тангланг-Ла (5350 метров)

_________________________________________________________________________________________________


Tags: ПВЛ 3.0, краудфандинг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dima_pashchenko april 12, 2015 05:01 330
Buy for 20 tokens
Чтобы понять, какие отношения будут между Украиной и Россией через 20 лет, достаточно съездить сейчас на Балканы. Серб ненавидит хорвата, хорват - боснийца, босниец - серба. "Разделяй и властвуй" в действии. Происходящее сейчас у нас, у восточных славян, еще 20 лет назад происходило у…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments